суббота, 31 января 2015 г.

Абхая. Мудра неустрашимости



Абхая.
Мудра неустрашимости



     Абхая (санскр. अभय, «без страха») мудра символизирует бесстрашие, уверенность, отсутствие опасений, дарование защиты и, одновременно, доброжелательность.
     Для нашей Школы силовых тренингов Абхая мудра выступает символом духовного аспекта манипурной деятельности.
     Здесь Абхая означает устойчивое, целостное состояние психики, благодаря которому реализуется намерение менять и простраивать мир под себя – как в сфере боевых искусств, так и, шире, в пространстве социальной реализации.
      Можно сказать, что Абхая мудра в нашей традиции – ритуальный жест концентрации личной силы и устранения страха.

       Абхая мудра выполняется следующим образом:
1. Рука согнута в локте и поднята, ладонь повернута вперед, от лица, пальцы вытянуты вертикально вверх.
2.Ладонь руки поднята на уровне груди и обращена наружу, кисть развёрнута ладонью от себя, пальцы направлены кверху, большой палец отстоит от других четырёх пальцев.
3.Этот жест выполняется поднятой рукой с ладонью, развёрнутой наружу, пальцы вытянуты вверх. Жест иногда делается обеими руками.


    На примере этой мудры видно, как ритуальные жесты происходят от естественных движений руки – с незапамятных времен открытая в приветствии ладонь символизирует отсутствие в руке оружия и, как следствие, доброжелательность, а ладонь, выставленная перед собой – останавливающий знак, «стоп».

   Это жест утверждения силы в индуистской иконографии, означающий, помимо всего прочего, покровительство, одобрение и гарантию безопасности.
    Наиболее часто мы видим его у Шивы, например, в образе Повелителя Танца, Натараджи: Абхая мудру, защищающую от зла и невежества, показывает нижняя правая рука Шивы, вокруг которой обвилась символизирующая кундалини кобра.
    Однако, Абхая мудра встречается и в изображениях других божеств, в частности – сына Шивы, Ганеши. Это и неудивительно  ведь в индуистской мифологии он выступает как Ганапати, «владыка ганы» — божеств, составляющих свиту и охрану Шивы. В одной из своих ипостасей Ганеша почитается как устранитель препятствий. 
      Кроме того,  это положение руки иногда присуще Вишну и Хануману.


   Из индуизма Абхая мудра «перекочевала» в буддизм. Она присутствует в старейшей сохранившейся школе буддизма, Тхераваде (или, иначе, Хинаяне). Божества с Абхая мудрой, сопровождаемой другой мудрой, часто встречаются на изображениях северных школ Махаяны. В царстве Гандхара,  во времена легендарного правителя и популяризатора буддизма, царя Ашоки, эта мудра употреблялась в качестве символа проповедования.

     Абхая мудра часто присутствует на статуях «идущего Будды» в Лаосе и Таиланде. Также Абхая мудра является атрибутом японского направления буддизма ваджраяны – Сингон, где выполняется с чуть выдвинутым вперед средним пальцем. Это мудра Авалокитешвары, Будды Амогхасиддхи, Будды Дипанкары, Бодхисаттвы Кшитигарбхи, Зелёной Тары и некоторых других божеств и святых.
     «В VI пещере Эллоры Авалокитешвара также предстает стражем святилища. <…> Правая рука, согнутая в локте, поднята вверх так, что ладонь находится на уровне плеча и при этом так же поднята вверх и обращена внутренней стороной наружу (жест Абхая мудра). <…> В VII пещере Аурангабада на одном из рельефов представлен распространенный в эпоху Гупта сюжет, условно называемый «Чудо Авалокитешвары», где Авалокитешвара является центральной фигурой. Он стоит, равномерно опираясь на обе ноги, правая рука поднята в Абхая мудрее, левая опущена вниз и придерживает стебель лотоса, растущего от пьедестала. <…> Далее, среди приведенных нами примеров неукрашенного Авалокитешвары с лотосом в левой руке (рельеф на фронтальной стене чайтьи в Карли, скульптура из VII пещеры Аурангабада и XXVI пещеры Аджанты) правая рука бодисатвы обычно поднята вверх и либо держит опахало, либо изображена в Абхая мудре  <…>» [1, С. 90-91]



       Абхая мудру Будда Шакьямуни совершил сразу после достижения Бодхи, пробуждения. На некоторых древних фресках Будда Шакъямуни изображен с Абхая мудрой, останавливающей напавшего на него слона. Причиной этого проишествия послужил Девадатта, кузен и ученик Шакъямуни.
   «Согласно легенде,  изложенной в «Виная-питаке», в «Махавасту», в «Дивьявадане» и в некоторых произведениях школы сарвастивады, за восемь лет до смерти Шакьямуни Девадатта требует от последнего, чтобы тот (в  связи с его преклонным возрастом) удалился и оставил руководство сангхой (буддийской общиной) Девадатте. Шакьямуни отказывается выполнить эти  требования, и Девадатта хочет убить его при помощи царя Магадхи». [2, С. 178]
    «У него был свирепый слон по имени Малагири, привыкший выпивать в день по восемь мер пива. В один из дней Девадатта велел дать слону шестнадцать мер. Был выпущен царский указ, в соответствии с которым никто в тот день не мог выйти из дому. Девадатта надеялся, что слон убьет Будду, когда тот выйдет на улицу просить подаяние. Весть о злокозненном плане Девадатты достигла ушей Будды, но он не изменил своему обычаю.
    На следующий день все балконы были заполнены друзьями и врагами Будды. Первые желали ему победы, вторые – гибели. Когда Будда вышел на улицу, выпустили слона, который принялся разрушать все на своем пути. Монахи пытались убедить Будду скрыться, ибо слон, конечно, не был знаком с его учением и заслугами. Затем многие монахи выразили желание заслонить собою Будду и тем защитить его. Однако он ответил, что его сила отличается от силы монахов. Когда вперед пожелал выступить Ананда, Будда усилием мысли приказал ему отступить. Неожиданно из одного дома на улицу выбежала маленькая девочка. Слон уже собирался растоптать ее, когда Будда обратился к нему.
– Я – твоя цель, – сказал он, – не трать свою силу на других.
      Но когда слон увидел Будду, ярость его утихла. Он подошел к Будде и склонился перед ним. Будда взял со слона обещание не вредить другим, и слон пять раз повторил слова Будды в присутствии всех собравшихся». [3, С. 108].

     В индуистской и в буддийской традициях Абхая мудра символизирует как бесстрашие, невозмутимость, мгновенное принятие происходящего, так и спокойствие, освобождающее от опасений и других.

1.      Гафуров Б.Г. Средняя Азия в древности и средневековье. - М.: Наука, 1977.
2.  Мифологический словарь / Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.: Советская энциклопедия, 1990.
3.     Нобель М., Кумарасвами А. Мифы буддизма и индуизма. - М.: Центрполиграф; 2010.



Комментариев нет:

Отправить комментарий